Все когда-то делается впервые. И управление автомобилем - не исключение. Рассказ о том, что чувствует человек, впервые оказавшийся за рулем. И все равно, что рядом инструктор - ловкости и умения это не добавляет.

Кой черт занес меня на водительские курсы - до сих пор не знаю. И машины-то в доме не было, если не считать родительской. Правда, не уверена, стоит ли вообще называть машиной семнадцатилетнюю "Оду", она же "Орбита", но это другой разговор. Просто у всех подружек права - а я что, рыжая? Пускай себе лежат, есть не просят. Да и будет лишний повод мужу нос утереть - у него-то прав нету!
Умные люди говорят, что прежде чем выбрать автошколу нужно узнать квалификацию инструкторов по вождению, процент сдачи, еще кучу каких-то важных вещей. На практике попробуй узнай. Инструктора у всех самые квалифицированные, машины самые новые. Что до сдачи в ГАИ - стандартный ответ - "Ну, теорию сдают все и сразу. Практику - от вас зависит". Честное слово, если бы хоть кто-то по телефону сразу правдиво ответил - "теорию сдадите, как выучите, практику - как у инспектора настроение будет", я бы даже не стала интересоваться ценой. Впрочем, цены у всех оказались примерно на одном уровне. Это потом я узнала, что надо отдельно выяснять не только стоимость часа вождения и нужно ли дополнительно оплачивать бензин. Оказывается, и стоимость экзамена идет отдельной строкой - причем не только в ГАИ, но и внутреннего. Впрочем, как говорится, задним умом мы все крепки. В итоге из всех я выбрала ближайшую. Да еще так совпало, что позвонив туда, услышала - организационное собрание сегодня, завтра первое занятие. Так оно и началось.
Очень скоро обнаружилось, что поговорка "не было бабе печали - купила порося" вполне себе применима и к курсам вождения. С теорией проблем не было - память у меня всегда была хорошая. Нужно было лишь приноровиться к тому странному языку, которым пишут правила - ну да человек ко всему привыкает. С практикой оказалось хуже.
Где-то через месяц занятий в класс зашел директор автошколы, за ним - пятеро молодых людей.
- "Будем распределять машины" - бодро сказал он. - Кому нужна классика?
Хороший вопрос. О классике я знала только, что есть такая литература. И музыка. Но при чем тут машины? Решив, что если не знаю, что это такое, то лезть не стоит, я промолчала. Набрав желающих на классику, остальных распределили по алфавиту.
Инструктор оказался моим ровесником.
- Володя. Мы как общаться будем - на "ты" или на "вы"?
На "ты" - так на "ты". Не суть важно.
- Водить пробовала?
Пробовала, но тебе об этом лучше не знать.
: Мне двенадцать. Отец два месяца назад купил машину. Едем в деревню выбирать дом под дачу. Всю дорогу ною: дай попробовать. Наконец, посреди чистого поля, папа сдается. Минут пятнадцать объясняет, что к чему. Значит, первая передача, плавно отпустить сцепление: нет, так - видишь, заглохла. Плавно! Газ: куда! Плавно и несильно! Медленно и печально машина трогается с места, уходя куда-то влево. Пытаюсь выправить, судорожно дергая руль - автомобиль послушно выписывает пируэт, двигаясь причудливой синусоидой. Пять минут зигзагов по полю - наверное, полевки, глядючи на это, умерли со смеху. Через пять минут отец не выдерживает, выгоняет с водительского места. На обратной дороге вытаскиваю из него обещание дать попробовать еще раз. А через неделю кто-то "раздел" машину, утащив все, вплоть до зеркал - сигнализаций тогда еще не было. На том обучение и закончилось:

Словом, Володя, незачем тебе знать об этой бездарной попытке.
- Ни разу не пробовала.
Хмыкает, начинает рассказывать. Сцепление, газ, тормоз. Поворотник. Вверх - правый, вниз - левый. Что? Право-лево путаешь? Ну, это твои проблемы, учись - на экзамене не туда повернешь - не сдала.
Прихожу к выводу, что стоит снова начать носить обручальное кольцо. По крайней мере, не придется думать, где какая сторона. Еще раз - направо - вверх, налево - вниз: Ну так бы сразу и сказал, что в какую сторону руль крутишь, туда и рычаг поворачиваешь. Аварийка. Дворники. Индикатор открытой двери, фары: так, это я все равно не запомню, это на потом. Бензин. Масло. Спидометр. Тахометр - стрелка должна стоять в середине желтой зоны. Подходит к красной - переключаешь передачи. Вот эту ручку, да. Нейтраль, первая, вторая, третья: и так далее. Когда переключаешь передачи, обязательно выжимаешь сцепление. Давай, пробуй. Только сперва кресло под себя сделай, как вас там учили.
Учить-то нас учили, но что крутить, чтобы это кресло под себя подогнать? С трудом нахожу нужные рычаги, в очередной раз разыскивая "слева" по правую руку. Решено, на следующее занятие надеваю кольцо. Инструктор уже откровенно веселится. Ну и ладно, можно подумать, он никогда в первый раз за рулем не сидел.
Кое-как привожу кресло в нужное положение, заодно регулирую зеркала. Минуты три сосредоточенно переключаю передачи. Володя в это время курит на улице.
- Ну все, - инструктор возвращается в салон. - Пристегивайся, заводи мотор и поехали.
- Как поехали? - От возмущения едва не теряю дар речи. Что, вот прямо сейчас, прямо по улице? С корабля - на бал???
- Поехали. - Спокоен, как удав, зараза. - Сразу будешь и к движению привыкать. А то выпусти тебя после автодрома - начнешь от каждой машины шарахаться.
Ну поехали, так поехали. Обреченно вздохнув, поворачиваю ключ. Сцепление, первая передача:медленно отпускаю педаль, газ. Надо же, не заглохла. Поехали. Десять километров в час - хватит, для начала.
Машина не торопясь движется в крайнем правом ряду. Хорошо хоть, здесь нет остановок - ума не приложу, как бы я обгоняла автобус, если что. Слева проезжает велосипедист, нагло ухмыляется и прибавляет ходу, оставляя меня позади. Ну и ладно.
- Остановись.
Жму на тормоз, машина останавливается как вкопанная. От приземления лицом на руль удерживает ремень. Володе повезло меньше, он не пристегнут. Впрочем, реакция у инструктора неплохая - успевает опереться о <бардачок>. Что, тоже надо было плавно? Так я вроде плавно и нажимала. Еще медленней?
- Сейчас ставишь на нейтраль, потом трогаешься с места, набираешь скорость, снова тормозишь. И так, пока не скажу, что хватит. Поехали.
Нет все-таки как хорошо, что у человека всего две руки и две ноги. А то бы эти изобретатели точно еще бы педалей и рукояток понаставили - поди уследи. Тут с этими-то не знаешь, как управиться. Тяжело вздыхаю, ставлю на нейтраль. Разогнаться: Стоп, сперва первая передача. Еще раз - сцепление, передача, медленно отпускаю: машина дергается и затихает. Володя закуривает. Я бурчу под нос несколько неподобающих даме слов и начинаю все сначала. Ключ. Сцепление. Передача. Ура, поехали. Набрать скорость. Плавно нажать на тормоз: ой, опять недостаточно плавно. Ладно, все сначала. На четвертом торможении лететь носом в панель не пришлось. Вот оно, значит, как надо. Еще несколько раз. Володя выбрасывает сигарету в окно.
-Так, теперь едем, аккуратно перестраиваешься в крайний левый, и вон там - видишь - разворачиваемся.
Нет, он точно решил окончить дни свои во цвете лет. Какие перестроения - машины вокруг летят, как бешеные - пользуются, что ни светофоров, ни общественного транспорта. Так, крутить головой нельзя, нужно смотреть в зеркало. Ладно: Выбрав момент, осторожно перестраиваюсь, доезжаю до места разворота. Ждем:
- Давай вперед, успеваешь развернуться.
Неловко дергаюсь, мотор опять глохнет. Снова завожу машину, но время уже упущено. Ждем. Поехали.
Аккуратно разворачиваюсь, ухожу в крайний правый. Молча едем обратно. Доезжаем до места стоянки, снова разворот - теперь уже без приключений. Останавливаюсь. Тормоз, нейтраль, ручник, ключ. Все.
- Послезавтра в это же время.
Киваю, выползаю из машины. Ноги ватные, голова гудит. Медленно-медленно иду по улице, глядя на проносящиеся мимо автомобили. Неужели я когда-нибудь научусь управлять этой железякой? А может, бросить все к лешему, пока не поздно? Представив сочувствующие лица подруг и ехидную физиономию мужа, трясу головой. Не дождутся! Послезавтра, в это же время. Потом еще два месяца. Научусь всем им назло. Вон вокруг сколько народа ездит - а я что, рыжая?

Ирина М.,
г. Москва.

Автоледи
21.12.2011
Другие статьи
На чем учиться вождению? На чем учиться вождению?
Человек, который только готовится стать членом касты автомобилистов, сталкивается со многими вопросами, на которые порой ответить однозначно довольно сложно. И первая такая дилемма заключается в том, какое транспортное средство выбрать для учебы.



Вся статья
Как выбрать качественный видеорегистратор Как выбрать качественный видеорегистратор
Выбор в пользу той или иной модели видеорегистратора – дело сугубо личное, зависящее от предпочтений, вкусов и потребностей конкретного пользователя. Кто-то хочет скрыть такой гаджет, а кому-то хочется, чтобы он находился на самом видном месте. Кому-то нужно идеальное качество картинки, а кому-то хватит и «квадратного» изображения. Но как бы там ни было, а видеорегистратор сегодня – это практически неотъемлемая часть автомобиля.


Вся статья
Регистрация