Может ли водитель даже при наличии плохих дорог и недостаточного их обустройства, имея транспортное средство исправное, но пока не отвечающее лучшим мировым стандартам, управляя в обстановке, когда ему приходится встречать на своем пути других водителей и пешеходов, нарушающих требования всех норм безопасности движения, все-таки избежать попадания в аварийную ситуацию?

То есть, может ли водитель, управляя своим транспортным средством в условиях, далеких от идеальных, не совершить дорожно-транспортное происшествие, используя имеющиеся «в распоряжении» маневренные и тормозные возможности своего автомобиля и весь арсенал необходимых личных качеств и свойств. Ответ далеко не однозначен, но, к сожалению, сами водители очень не часто занимаются настоящими поисками решения проблемы. Всерьез же пытаются ответить на вопрос только специалисты дорожного движения, и здесь мы сталкиваемся даже с некоторыми теориями, пытающимися обосновать «закономерность аварийности». Рассмотрим некоторые из них.

«Теория ситуаций» выведена сторонниками философского подхода к созданию опасности в дорожном движении. Она сводится к тому, что всякое отдельное происшествие и его последствия не есть результат закономерности, а «злодейского» стечения обстоятельств, не находившихся в прямой связи между собой, а сведенных в данном месте и в данную единицу времени волей случая, породив дорожный конфликт в виде столкновения транспортных средств, наезда на пешехода или на какой-нибудь столб. И действительно, если мы схоластически начнем «подводить базу» под основы этой теории, то обнаружим, что вроде бы каждого происшествия могло бы не быть — ну, например, спустил баллон у автомобиля за квартал от места наезда, и гр. Иванов (возможная жертва) благополучно проследовал бы домой или в магазин. Или тот же потенциальный «пострадавший» внезапно вспомнил, что забыл дома выключить газ, развернулся и пошел обратно, а собиравшийся наехать на него грузовик «не обнаружил» его в месте предполагаемого наезда.

Данные о действиях участников происшествия в процессе его течения рассматриваются под углом «предположительности» действия или бездействия. «Если бы пешеход шел чуточку медленнее...», «если бы водитель ехал немножко правее...», «если бы в этом месте его обзорность не перекрыл автобус...» и т. д. и т. п.

Но при правильном, научном подходе положения «теории ситуаций» не выдерживают критики, так как детальный анализ действий участников дорожных происшествий и в доситуационный период и в процессе протекания самой аварии четко указывает на обязательное наличие ошибок, преступной самонадеянности, незнания правил, неопытности, отсутствия предвидения, неумения принимать правильные решения. Это дополняется данными об участии в происшествиях водителей, находящихся в состоянии опьянения или управляющих технически неисправными транспортными средствами. Да и исследование концентрации дорожно-транспортных происшествий показывает, что происходит она не хаотично, так сказать «где попало», а именно в местах наибольшей интенсивности движения, там, где оно хуже всего организовано, где имеются «узкие места» и неблагоприятно состояние надзора за движением.

Таким образом, явно складывается мнение о порочности «теории ситуаций», так как научный подход к результатам исследования аварийности указывает на железную закономерность в создании обстановки дорожно-транспортного происшествия, на прямую зависимость аварии от совершенно конкретных условий и обстоятельств, создавшихся задолго до возникновения ситуации на дороге.

Другие статьи
Типы АКПП: автомат в коробке Типы АКПП: автомат в коробке
Помните, как в одной известной песне поется: Крепче за баранку держись, шофер! В то время, когда писались слова к этой песне, водителям приходилось время от времени держаться за руль всего лишь одной рукой, орудуя рычагом механической коробки передач. Сегодня же благодаря «автомату» можно подарить «баранке» все свое внимание, не отвлекаясь на игры с «механикой». Рассмотрим же основные типы автоматических трансмиссий.


Вся статья
Правильная посадка водителя Правильная посадка водителя
От того, как сидит водитель во время движения автомобиля, зависит многое: возможность долго сохранять работоспособность и реакцию, удобство и даже жизнь. И если вы хотите водить автомобиль, а не судьбу за нос, запомните простые правила, которые помогут вам в скором времени самому стать инструктором по правильной посадке в машине.


Вся статья
Регистрация