Очень многие автолюбители (а также профессиональные водители) предпочитают обращаться не в сервисные центры или на официальные станции технического обслуживания, а к специалистам, которых неофициально называют «народными умельцами» или «дядей Васей в гараже». Суть заключается в том, что эти специалисты работают нелегально, не зарегистрировавшись соответствующим образом в государственных органах, не декларируя свои доходы и не уплачивая налоги. Каковы же плюсы и минусы такого ремонта? В этом мы и попытаемся разобраться в данной статье.

В первую очередь следует отметить, что никакой юридической ответственности перед клиентом «народные умельцы» не несут. Все зависит целиком и полностью от их умения, опыта и элементарной человеческой порядочности. Если, не дай Бог, вы попадете в ДТП по причине некачественно сделанного ремонта, по закону вам никто ничего не будет должен.

Этот факт нередко является поводом для оголтелой критики «народных умельцев» со стороны представителей государства и работников официальных СТО и сервисных центров: «да кому вы доверяете свою машину», «вы же в случае чего никому ничего не докажете», «эти «умельцы» ни за что не отвечают», «так, как на официальной СТО, вам никто ремонт не сделает», «у нас современное оборудование, а у них только набор гаечных ключей», «у нас ответственность, а у них — ничего», и т.д. и т.п. В принципе, ничего удивительного здесь нет: ведь специалисты, которые работают неофициально, во-первых, не платят налоги, а во-вторых — являются прямыми конкурентами СТО и сервисных центров. Именно поэтому они удостоились такой «нелюбви» со стороны государства и официально работающих СТО, а вовсе не потому, что это самое государство и СТО так озабочены состоянием наших с вами автомобилей. Поэтому опровергнуть подобные высказывания и доказать их несостоятельность особого труда не составляет.

Рассмотрим для примера такое утверждение: «вы же в случае чего никому ничего не докажете». Здесь имеется в виду, что если по причине некачественно сделанного ремонта клиент имел неприятности (например, стал виновником ДТП), то юридически «народному умельцу» нельзя будет ничего инкриминировать: договор и план-наряд на выполнение работ не составлялся, никто никаких бумаг не подписывал, а значит — невозможно доказать вину специалиста, делавшего ремонт.
Здесь спорить не приходится — это, конечно, так. Но, с другой стороны, попробуйте вы доказать вину СТО, если по причине некачественно сделанного там ремонта вы попали в ДТП! С почти стопроцентной уверенностью можно заявить, что и в данном случае вы никому ничего не докажете, даже если был составлен план-наряд, договор или иные документы. Представители СТО найдут «вагон и маленькую тележку» всевозможных отговорок: «это не мы виноваты, это вы так плохо ездить умеете», «нашей вины нет — запчасть оказалась бракованная, обращайтесь к ее изготовителю», «авария случилась, потому что отвалилось плохо прикрученное колесо? но в план-наряде нет работ по прикручиванию колеса, а есть только замена тормозных колодок» (для неопытных автомобилистов поясним, что замена колодок невозможна без снятия колеса, после чего, само собой, его ставят на место), и т.д. и т.п.

В плане придумывания всевозможных отговорок и «отмазок», позволяющих избежать ответственности, сотрудники СТО и сервисных центров могут дать приличную фору опытным адвокатам и юристам.
Кстати, если вы вовремя (безо всякого ДТП) обнаружили, что на станции технического обслуживания вашу машину отремонтировали некачественно, здесь тем более доказать что-либо невозможно. Так что в большинстве случаев можно с уверенностью сказать: ответственность СТО перед клиентом существует только на бумаге, и эта самая бумага в реальной жизни является не чем иным, как обычной «филькиной грамотой».

У «народного умельца», конечно, и такой «филькиной грамоты» нет, но на практике это абсолютно ничего не меняет. Если же каким-то чудом вам через суд удастся доказать вину СТО и получить с нее деньги, то сумма этих денег будет прямо пропорциональна затраченным для этого вашим усилиям, нервам и времени.
Что касается отсутствия у «народных умельцев» современного оборудования, то замечание, конечно, верное: видел ли кто-нибудь гараж «дяди Васи», в котором есть, например, оборудование для диагностики, или современный подъемник, или что-то в этом роде? Однако в большинстве случаев «народные умельцы» прекрасно обходятся без этого оборудования: знаний и опыта у них вполне достаточно для того, чтобы самостоятельно диагностировать «заболевание» и устранить обнаруженные неисправности. Причем зачастую получается это у них не хуже, чем на хваленых СТО, оснащенных современным оборудованием. Кстати, подобное оборудование нередко используется для дополнительной «обработки» клиента («ой, смотрите, прибор почти зашкаливает — это значит, ваша машина почти при смерти», и т.п.).

Никто не спорит — лучше, чтобы диагностика и ремонт автомобиля выполнялись с помощью современного оборудования; но, скажем прямо, в современной России принципиального значения это не имеет.
Многие сторонники «официальных» СТО и сервисных центров приводят такой аргумент в их пользу: мол, «народные умельцы» — это неизвестно кто, с неизвестно каким образованием и опытом работы. «А вот на СТО работают профессионалы, с большим опытом работы, с соответствующим образованием и подготовкой», и т.п. Несмотря на кажущееся наличие логики в подобных рассуждениях, они имеют мало общего с действительностью.

Во-первых, нередко сотрудники СТО нередко превращаются в «народных умельцев», и наоборот — «народные умельцы» устраиваются на работу в СТО. Почему так происходит? Да как обычно — у каждого свои причины: кто-то набрался опыта в гараже и пришел работать на СТО, а кто-то — или наоборот: поработал на СТО, набрался там опыта и ушел на «вольные хлеба» в свой гараж. Поэтому однозначно сказать, где работают более квалифицированные специалисты — на СТО, в сервисном центре или в гараже — очень трудно.

Во-вторых, на престижные СТО и сервисные центры часто сотрудники принимаются по знакомству. Не стоит забывать — в современной России блат никто не отменял! В таких случаях ни о каком опыте работы или квалификации речь может вообще не идти, поскольку для устройства на работу достаточно хорошей протекции. Такой, с позволения сказать, «работник» и будет диагностировать, ремонтировать и обслуживать ваш автомобиль. Отдавать автомобиль такому «специалисту» — это примерно то же самое, что обращаться за медицинской помощью к студенту первого курса медицинского института.
А «народные умельцы», если и возьмут кого-то по знакомству (да-да — и в гараж иногда устраиваются по протекции!), то, по крайней мере, этот работник будет какое-то время работать под присмотром более опытного специалиста. Почему? А потому, что «народные умельцы», как показывает практика, намного серьезнее относятся к своему имиджу и дорожат своими клиентами, нежели их коллеги, работающие на СТО и в сервисных центрах.
Последнее утверждение может показаться странным, но это действительно так. Как правило, на СТО и в сервисных центрах поток клиентов всегда более-менее стабильный, и без работы они остаться практически не рискуют. В первую очередь обусловлено это тем, что станции технического обслуживания имеют какую-то рекламу: крупные сервисные центры — дорогую, заметную и привлекательную рекламу (вывески, указатели на дороге, и др.), у СТО помельче реклама несколько проще, но она есть. Что касается «дяди Васи в гараже», то в подавляющем большинстве случаев к нему попадают по рекомендациям других автомобилистов. Именно поэтому «народные умельцы» и дорожат своей клиентурой — ведь при наличии плохих отзывов можно запросто остаться без работы.
Ну а тот факт, что у «народных умельцев» ремонт и обслуживание автомобиля обходится на порядок (а то и на несколько порядков) дешевле, не отрицают даже представители СТО и сервисных центров.

Однако среди «народных умельцев», как и везде, есть как хорошие и добросовестные специалисты, так и откровенные халтурщики. Если вы отдали свою машину «специалисту», который обещает все исправить чуть ли не за бутылку, то вам можно только посочувствовать, поскольку, скорее всего, вас впоследствии ожидают серьезные проблемы.
Во-первых, велик риск того, что немало ваших вполне исправных запчастей будут заменены старыми и дышащими на ладан железками, которые и запчастями-то назвать уже трудно.
Во-вторых, у таких «специалистов» несколько своеобразная методика выполнения работ: например, забить болт молотком — это в порядке вещей («а что такого — держится, и ладно»).
В-третьих, работают они весьма неаккуратно, и не исключено, что, например, при снятии колеса вам поцарапают крыло.
Поэтому, если вы не желаете отдавать машину на СТО, то «народных умельцев» следует искать по рекомендациям (лучше всего — по рекомендациям друзей и знакомых). Просто приехать в незнакомый гаражный кооператив и спрашивать первого встречного «кто тут у вас машины ремонтирует» категорически не рекомендуется.

 

Коршун Дмитрий
специально для www.gazu.ru

Другие статьи
Трансмиссия в стиле АК-47: как устроена коробка-автомат Трансмиссия в стиле АК-47: как устроена коробка-автомат
Польза научно-технической революции в первую очередь заключается в том, что все высокие технологии и новинки от изобретателей делают нашу жизнь не только проще, но и комфортнее. Автопром тоже не стоит на месте, и автомобилисты каждый год получают в подарок такие «вкусняшки», как навигаторы, электронные системы контроля работы узлов автомобиля, корректоры октанового числа и даже автопилоты, которые в будущем помогут автомобилям самостоятельно лавировать в тесном трафике. Но когда речь заходит о комфорте, то сразу же на ум приходит автоматическая трансмиссия – именно АКПП существенно облегчила жизнь автомобилистов, которые не хотят заключать «брачный контракт» с капризной механикой.


Вся статья
Экстренное торможение: рефлексы без тормозов Экстренное торможение: рефлексы без тормозов
Если вы никогда не попадали в ситуацию, когда вам нужно было воспользоваться навыками экстренного торможения, значит, вы счастливчик. Но это вовсе не означает, что вы не должны обзавестись подобными навыками, потому как везение очень изменчиво и судьба-кухарка уже завтра может повернуться к пятой точкой.


Вся статья
Регистрация