Вопрос об ответственности автоинструктора или ученика при обучении вождению муссируется в прессе и сетевых публикациях не один год, причем даже сами сотрудники ГИБДД подходят к проблеме предельно осторожно, хотя в Правилах Дорожного Движения четко прописано, что к водителю при обучении приравнивается именно обучающий вождению, а не ученик. Традиционно для нашей страны проблему ответственности за ДТП нужно рассматривать с правовой точки зрения, но это отнюдь не исключает реальных конфликтных ситуаций между учеником и частным автоинструктором или учеником и автошколой в лице инструктора по вождению.

В основе этих коллизий может лежать, «с маху» подписанный договор или его отсутствие (в большинстве случаев) на обучение вождению, так и банальная наглость частного инструктора по вождению или автошколы. В целом все конфликты можно условно разделить на случаи, когда:

  • обучение вождению осуществлялось на автомобиле автошколы или частного автоинструктора, оборудованного в соответствии с требованиями ПДД дублирующими педалями сцепления и газа, дополнительным зеркалом и т.д.;
  • уроки по вождению проводились автоинструктором автошколы или частником на автомобиле ученика.

Обучение вождению на оборудованном для этих целей автомобиле автошколы или частного автоинструктора.
Если уроки вождения проводятся на специально оборудованном для этих целей автомобиле автошколы или имеющего лицензию на обучение вождению частного автоинструктора, то вся ответственность за ДТП и материально-техническое состояние участвующих в ДТП автомобилей лежит на автоинструкторе (в случае определенной ГИБДД вины обучающей машины). Автошколы и часто стараются обезопасить себя от материальных потерь или административной/уголовной ответственности, предлагая ученикам подписать договор на обучение вождению, в котором указано, что правовую ответственность за ДТП ученик берет на себя.

Однако такой договор выходит за рамки правового поля, определяемого Гражданским Кодексом и ПДД и может быть аннулирован в судебном порядке. Хотя следует признать, что такие тяжбы в России продолжительны, затратные по средствам и без помощи квалифицированного адвоката с большой вероятностью могут завершиться в пользу автошколы или имеющего связи финансово достаточного частного инструктора по вождению. Обезопасить себя полностью от возможности быть привлеченным к административной или уголовной ответственности можно только, скрупулезно тщательно прочитывая и анализируя подписываемые документы.

Обучение вождению автоинструктором-частником или автоинструктором автошколы на автомобиле ученика.
Личный автомобиль практически всегда не оборудован для обучения вождению и поэтому выезжать на нем на ученик может исключительно в случае, если у него уже есть водительское удостоверение вне зависимости от того, присутствует в салоне автоинструктор или нет. В случае аварии полную ответственность за ДТП и материально техническое состояние, как личной машины, так и автомобилей, участвующих в ДТП, несет ученик (в случае определения его вины сотрудниками ГИБДД). Причем любые договора об ответственности за ДТП обучающего автоинструктора ни один суд не примет во внимание, поскольку инструктор по вождению при совершении ДТП на необорудованном автомобиле не имеет никакой реальной возможности повлиять на ситуацию, а сам договор, как таковой не формализован ни в одном из российских нормативных актов.

Другие статьи
Лучшие GPS-навигаторы: выбор экспертов и автомобилистов Лучшие GPS-навигаторы: выбор экспертов и автомобилистов
Есть мнение, что первым в истории GPS-навигатором был легендарный Иван Сусанин, который завел поляков туда, куда сам не знал. С тех пор эти устройства стали более точными, а многие автомобилисты не представляют своей «автожизни» без хитроумных и таких полезных проводников.


Вся статья
Мертвая зона: остаться в живых… Мертвая зона: остаться в живых…
Для того чтобы полноценно оценить ситуацию на дороге, необходимо в первую очередь иметь идеальный обзор. Однако иногда элементарные законы физики, подкрепленные невнимательностью, могут стать причиной аварийной ситуации. И одним из таких порогов в бурной реке автомобильного трафика является так называемая «мертвая зона» – явление, которое довольно часто становится причиной трагедии.


Вся статья
Регистрация