Приобретая автомобиль, каждый владелец планирует его использовать. То есть — уверенно чувствовать себя за рулем и управлять своим «железным конем» на законных основаниях. А для этого необходимо пройти обучение и получить водительские права.

Для сдачи экзамена в ГИБДД нужно собрать стандартный пакет документов, сдать теорию и практику. Но перед этим необходимо научиться водить автомобиль. Существует несколько путей к достижению заветной цели. Можно пройти обучение в автошколе, обратиться к частному инструктору или научиться вождению самостоятельно.

Обучение в автошколе

Стандартная программа обучения в автошколе на права категории В включает в себя минимум 206 часов теории и 32 часа вождения.
Плюсы этого варианта — программа, созданная с учетом всех основных положений ПДД, важных навыков и типичных ситуаций на дорогах. Выпускник автошколы хорошо осведомлен о деталях приема экзамена в конкретном подразделении ГИБДД. Он чувствует поддержку инструктора и одногруппников и обычно имеет возможность сдать экзамен на том автомобиле, на котором обучался вождению и т.д. Получить заветное водительское удостоверение или «права» несложно!

К минусам этого способа можно отнести недостаточную гибкость системы обучения, преобладание теории над практикой, большие временные затраты и не всегда удобный график.

Десять-пятнадцать лет назад остро стояла проблема плохого состояния учебных автомобилей. Сегодня это неактуально. Автошколы, как правило, имеют собственный автопарк, состоящий из пусть и не самых «крутых», зато современных автомобилей в неплохом техническом состоянии.
Решить вопрос технического состояния учебных ТС оказалось проще, чем найти хороших специалистов. Зарплаты автоинструкторов не слишком велики, работа у них сложная и нервная. Неудивительно, что наряду с энтузиастами своего дела в автошколах чаще, чем хотелось бы, работают случайные люди. Повезет ли вам с инструктором — неизвестно.

Нередко в числе преимуществ автошкол упоминают наличие тренажеров. На самом деле, тут все не так однозначно. Тренажер помогает приобрести первичные навыки вождения в спокойной обстановке. Но он же может приучить вас к ложному чувству безопасности и безнаказанности, которое после интенсивных занятий на тренажере иногда сохраняется и в реальных дорожных условиях.

На что нужно обращать внимание, выбирая автошколу:

  • Наличие действующей лицензии, в которой указано, что автошкола имеет право осуществлять подготовку водителей категории В.
  • Оформление договора. В документе должно быть прописан общий срок и стоимость обучения, количество часов теории и практики, наличие и стоимость дополнительных услуг (например, дополнительных часов вождения) и ответственность автошколы. Договор должен быть скреплен круглой печатью и подписями сторон.
  • Наличие кассового чека или другого платежного документа.
  • Состояние автопарка.
  • Степень свободы обучаемого при выборе удобного для него расписания.
  • Возможность замены инструктора.
  • Особенности оформления страховки на машину. В договоре ОСАГО должно быть указано, что данное ТС является учебным автомобилем. Такая формулировка поможет избежать конфликтов в случае аварии (при управлении обычным ТС ответственность несет водитель, даже если у него нет ВУ; при управлении учебным автомобилем ответственным лицом является инструктор).

Обучение у частного инструктора

Получить водительские права можно и без участия автошколы, экстерном, но не без помощи наставника.
Несомненный плюс этого варианта — сочетание индивидуального подхода с большим практическим опытом обучающего. Частный автоинструктор знает стандартную программу. Вместе с тем, он не ограничен жесткими рамками. Он может составить план обучения с учетом особенностей будущего водителя, «отработать» все сложные моменты и т.д.

Уровень частных инструкторов, как правило, более высок по сравнению с инструкторами автошколы. Они работают на себя, заинтересованы в сохранении и упрочении собственной репутации и, как следствие – в качестве подготовки обучаемого. Не будем забывать и об одном из самых ценных ресурсов — времени. Частный инструктор готов идти навстречу  будущему водителю и планировать занятия, исходя из его занятости, рабочего графика и т.д. Возможности автошколы в этом плане сильно ограничены.

Итак, при обращении к частному инструктору мы получаем высокий уровень психологического комфорта, качественное обучение, удобный график, любое желаемое количество часов вождения и индивидуальный подход. А есть ли недостатки у этого способа?

Многое зависит от того, как к такому способу обучения относятся экзаменаторы-сотрудники конкретного подразделения ГИБДД. Впрочем, явное предубеждение к ученикам частных инструкторов — это миф. Если вы будете уверенно вести себя за рулем и произведете благоприятное впечатление на экзаменатора, способ вашего обучения наверняка покажется ему несущественным. А вот если вы будете нервничать и совершать глупые мелкие ошибки, не исключено, что к вам отнесутся менее лояльно, чем к выпускникам автошколы.

Другие недостатки этого варианта — невозможность сдать вождение на привычном автомобиле и необходимость самостоятельно изучать теорию. Впрочем, последнее для многих недостатком не является — при некотором усердии ПДД и билеты можно изучить самостоятельно. А, если вы не сможете самостоятельно разобраться в каком-то вопросе, всегда можно проконсультироваться у инструктора.

На что нужно обращать внимание, выбирая частного автоинструктора:

  • Наличие действующей лицензии, в которой указано, что инструктор имеет право обучать водителей категории В.
  • Наличие официального договора с указанием стоимости обучения и ответственности обучающего. Количество часов в данном случае определяется по договоренности. Если инструктор является индивидуальным предпринимателем, он может работать как с печатью, так и без нее. При отсутствии печати достаточно скрепить договор двумя подписями.
  • Приняв деньги, инструктор обязан выдать вам кассовый чек или другой платежный документ.
  • Автомобиль должен находиться в хорошем техническом состоянии и быть оборудован в соответствии с требованиями ПДД к учебным автомобилям.
  • Как и в случае с автошколой, в страховом полисе ОСАГО должно быть указано «учебный автомобиль».

Самостоятельное обучение

Согласно п. 21.1 ПДД, выступать в роли инструктора может только человек, у которого есть водительское удостоверение необходимой категории и документ, подтверждающий его право обучать вождению (Постановление Правительства РФ №67 от 24.01.2001). В соответствии с п. 5 Основных положений учебный автомобиль должен иметь опознавательный знак 9.5 «Учебное транспортное средство», дополнительное зеркало заднего вида, а также дополнительные педали тормоза и привода сцепления (п. 21.5 в редакции Постановления Правительства РФ №67 от 24.01.2001)
Таким образом, обучение на необорудованном автомобиле, а также обучение без лицензии является прямым нарушением ПДД. Поэтому в качестве полноценного варианта самостоятельную подготовку рассматривать не стоит.

Какой способ обучения выбрать – решать вам. Но, какой бы вариант вы не предпочли, к выбору стоит отнестись серьезно. Ведь от этого зависит не только успешная сдача экзамена, но и уверенное, безопасное вождение после получения заветных прав.

Постскриптум

Получить водительские права при желании легко, но нужно помнить, что заветная карточка не только наделяет вас привилегиями, получая водительское удостоверение, вы берете на себя и самые серьезные обязанности, главная из которых — оставить других участников дорожного движения живыми и здоровыми.

лучить водительские права при желании легко, но нужно помнить, что заветная карточка не только наделяет вас привилегиями, получая водительское удостоверение вы берете на себя и обязанности.

 

Регистрация